...

Стяжка пола в гараже: технология устройства бетонного пола

Самым оптимальным вариантом устройства пола в гараже считается бетонная стяжка. Наряду с высокой несущей способностью такое покрытие обладает долговечностью и износостойкостью. Гладкая и ровная поверхность бетонной стяжки позволяет дополнительно применить любую финишную отделку по поверхности всей стяжки или зонально.

Технология устройства бетонной стяжки в гараже

В зависимости от величины помещения бетонную стяжку можно устраивать механизированным или ручным способом. Для небольших помещений вполне подходит ручной способ. Работы можно произвести в приемлемые сроки, без применения специализированной техники, что позволяет сделать стяжку своими руками и по приемлемой стоимости.

Стяжку в гараже можно выполнить ручным способом
Стяжку в гараже можно выполнить ручным способом

Механизированное изготовление бетонной стяжки применяется при больших площадях покрытия. Ручное изготовление при таких условиях очень затянется и приведет к неоправданному удорожанию работ.

Авторы проекта PoShtukaturke.ru
Евгений Гнетов
Автор статей, эксперт проекта PoShtukaturke.ru
По образованию инженер-гидротехник, кандидат технических наук. Опыт проектирования инженерных сооружений с 2011 г. Опыт управления строительной бригадой с 2014 г. Работа с уникальными зданиями и сооружениями в различных регионах России.
Механизированная заливка стяжки предполагает использование специальной пневмомашины. Этой машиной должен управлять подготовленный специалист.

Устройство смотровой ямы

Наличие смотровой ямы в гараже значительно облегчает самостоятельный ремонт авто. Имея смотровую яму, можно пригласить для ремонта на месте или осмотра специалиста. Яма также может пригодиться для временного хранения запчастей или ещё чего-либо.

Смотровая яма поможет самостоятельно выполнять ремонтные работы, не прибегая к услугам автосервиса
Смотровая яма поможет самостоятельно выполнять ремонтные работы, не прибегая к услугам автосервиса

Устройство смотровой ямы делают до начала работ по укладке стяжки. Размеры котлована делаются с учетом размеров автомобиля и роста владельца:

  • длина должна быть такой, чтобы можно было спуститься в яму, когда там уже стоит автомобиль, но не доходить на 1 м до стен и гаражных ворот;
  • ширина 80-90 см, в зависимости от расстояния между колёсами авто и габаритов владельца необходимо добавить ширину кирпичной кладки и гидроизоляции (30-40 см);
  • глубина делается в рост человека с добавлением запаса 30-40 см.
Основные элементы смотровой ямы в гараже
Основные элементы смотровой ямы в гараже

При выемке грунта по отмеченным размерам необходимо следить за тем, чтобы стенки получались вертикальными и ровными. При достижении необходимой глубины грунт утрамбовывают ручной трамбовкой. После этого стены и дно ямы прокрываются гидроизоляционным материалом: рубероидом, полиэтиленом или специальной плёночной гидроизоляцией. Полосы рубероида должны укладываться с нахлёстом 15-20 см и промазываться на стыках битумной мастикой.

Смотровая яма должна хорошо проветриваться, поэтому перед кладкой стен прокладываются вентиляционные трубы. Установка труб производится таким образом, чтобы ее конец был выше предполагаемой стяжки пола ямы на 10-15см, а конец второй трубы был на 10-15 см ниже верха ямы.

Трубы вентиляции располагают на одной из сторон смотровой ямы
Трубы вентиляции располагают на одной из сторон смотровой ямы
Оптимальное размещение труб – когда они располагаются на противоположных узких сторонах ямы. Если трубы смонтированы с одной стороны, они должны выходить на улицу с разной высотой.

На дно ямы устанавливается сетка из арматуры. Высота армирования должна быть такой, чтобы верх стяжки пола был выше арматуры на 4 — 6 см. Период первичного высыхания стяжки должен длиться не меньше 7 суток, только после этого можно приступать к кладке стен.

Все дно котлована укрепляют армированной стяжкой
Все дно ямы укрепляют армированной стяжкой

Во время возведения стен трубы вентиляции вмуровываются внутрь кладки. Высота кладки должна быть такой, чтобы совпасть с высотой будущей стяжки пола в гараже. По готовности верх кладки обшивается стальным уголком 10х10 см соединённого сваркой по углам и укрепляется 1-2 поперечными перемычками.

Подготовка основания

Иногда заливку пола бетоном делают прямо по грунту, но просто грунт – недостаточно надежная основа, поэтому правильнее будет сделать прочную песчано-щебневую подушку. Перед устройством такой подушки удаляется плодородный слой, содержащий большое количество органики и микроорганизмов.

Удаление грунта внутри гаража
Удаление грунта внутри гаража

Чтобы понять, на какую глубину выбрать лишний грунт, необходимо определить нулевой уровень пола. Как правило, его делают на уровне ворот гаража. Толщина слоя, стяжки если в гараже стоит легковой автомобиль – 10 см, слой щебня – не меньше 10см, песок – не меньше 5 см.

Если стяжка перед эксплуатацией будет просто обрабатываться пропиткой или краской, этой глубины достаточно. Для финишной отделки плиткой или досками добавляется необходимая толщина.
С помощью трамбовки тщательно уплотняют основание
С помощью трамбовки тщательно уплотняют основание

После выборки грунта будущий пол гаража тщательно выравнивается и утрамбовывается. Дно котлована  засыпается слоем песка высотой 5-8 см. Песок следует увлажнить и утрамбовать. Следующим слоем насыпается щебень. Получившаяся подушка ещё раз тщательно трамбуется.

С помощью строительного или лазерного уровня размечается высота будущей стяжки. Поверхность стяжки задаётся с небольшим уклоном в сторону нулевого уровня (2 см на погонный метр длины). Уклон позволит облегчить в процессе эксплуатации удаление мусора при уборке и воды попавшей в гараж. Разметка уровня готовой стяжки наносится на стены по периметру гаража.

Для удобства работы по периметру стен наносят разметку
Для удобства работы по периметру стен наносят разметку

Выбор марки бетона и приготовление раствора

Растворы, применяемые для заливки стяжки, достаточно разнообразны, поэтому стоит разобраться в их особенностях по укладке, времени высыхания и цене.

  • Монолитная бетонная плита. Наиболее популярный вид стяжки, допускающий как самостоятельное приготовление и нанесение, так и механическую заливку. Прочность такой стяжки соответствует норме М200, а толщина стяжки не должна быть меньше 10 см. Применяется с обязательным армированием слоя. Срок полного высыхания – 28 суток.
  • Упрочненные бетонные полы. Имеют повышенную прочность, соответствующую М500, кроме того, в состав входит эласто-бетон -А. Толщина нанесения – от 4 см. Такой бетон может заливаться без армирования. Время высыхания – до 8 суток;
  • Упрочненный песко-бетон. Прочность – М400. Остальные показатели такие же, как и у упрочненного бетона, время полного высыхания — 28 суток.
  • Фибробетон. Содержат в составе эластобетон и фибру. Прочность соответствует М200. Минимальная толщина заливки – 4 см. Для усиления может применяться армирование. Полностью застывает за 28 суток.
Особенности укладки растворов, применяемых для стяжки в гараже
Особенности укладки растворов, применяемых для стяжки в гараже

Устройство гидроизоляции (если требуется)

Когда встаёт вопрос, делать ли гидроизоляцию, ответ — делать. Процесс не очень сложный и затратный, но страхует владельцев гаражей от подъёма уровня грунтовых вод, протекания воды от таяния снега или длительных сильных дождей.

Гидроизоляционный слой укладывается на подготовленную и утрамбованную основу. Используемые материалы – рубероид или полиэтилен. Гидроизоляция должна иметь нахлёст на стены гаража. Высота нахлеста составляет 20-30 см.

В качестве гидроизоляции можно применять рулонные материалы: рубероид или полиэтилен
В качестве гидроизоляции можно применять рулонные материалы: рубероид или полиэтилен

Демпферный шов

Для исключения растрескивания готовой стяжки от изменения температуры и влажности по периметру гаражных стен укладывается на ребро демпферная лента. Размер ленты выбирается таким образом, чтобы она выступала из готовой стяжки на 5 -7 см. По окончанию работ, после полного застывания стяжки выступающая часть подрезается заподлицо.

Демпферная лента предотвратит растрескивание готовой стяжки
Демпферная лента предотвратит растрескивание готовой стяжки

Армирование

Пол в гараже подвергается довольно сильным и неравномерным нагрузкам, поэтому армирование стяжки является обязательным этапом её изготовления.

Для армирования может применяться армировочная сетка от 10х10 см до 20х20 см. Для изготовления такой сетки используются металлические прутки толщиной от 6 до 12 мм. Сетку в узлах закрепляют сваркой или скручивают мягкой вязальной проволокой. Сетка укладывается с отступом от стен и краёв смотровой ямы на 5 см.

Для армирования пола в гараже понадобится металлическая сетка с размерами ячеек 10х10 или 15х15 см
Для армирования пола в гараже понадобится металлическая сетка с размерами ячеек 10х10 или 20х20 см

Кроме того, арматура должна быть приподнята над гидроизоляцией на 2 — 3 см. Для этого под неё подставляют подставки из полистирола, кирпича или металла.

Установка маяков

Для фиксации маячков на узлы арматуры выкладывается горками густой цементный раствор. На эти горки выкладываются деревянные рейки или специально предназначенный для этой цели металлический профиль и заглубляется до размеченного уровня.

Для легкого извлечения маячков после подсыхания раствора их обильно смазывают любым синтетическим маслом.

Чтобы пол в гараже был идеально ровным, делают стяжку по маякам
Чтобы пол в гараже был идеально ровным, делают стяжку по маякам

Заливка бетона

Готовый раствор выливается между маячками так, чтобы он их немного закрывал. После этого металлическое правило протягивается вдоль маяков, стягивая лишний слой бетона. Правило нужно вести равномерно, плотно прижимая с обеих сторон. После заливки стяжки и её подсыхания в течение суток маячки удаляются, а образовавшиеся канавки заделываются раствором и выравниваются до уровня стяжки.

Для равномерного высыхания готовую стяжку накрывают сверху полиэтиленовой плёнкой или засыпают слоем увлажнённых опилок. По прошествии 2-х недель плёнку или опилки убирают. Дальше стяжка досыхает в открытом состоянии. Для окончательного высыхания потребуется ещё 3 недели.

Схема заливки стяжки в гараже
Схема заливки стяжки в гараже

Устройство финишного покрытия

Окончательную отделку бетонной стяжки возможно выполнить несколькими способами:

  • Покраска — быстрый способ финишной обработки. Недостатком такого покрытия является низкая износостойкость, что потребует периодически повторять окраску.
  • Пропитка — обработка стяжки специальным защитным составом. Такая обработка создаёт на поверхности тонкий и прочный блестящий слой.
  • Наливной пол — достаточно дорогое покрытие, но гарантированный срок его эксплуатации в течение 40 лет нивелирует расходы. Это покрытие не горюче, легко моется, обладает очень высокой прочностью. Поверхность наливного пола получается идеально ровной. Технология нанесения не сложна и может быть выполнена своими руками.
  • Облицовка керамической плиткой — также недешевый способ, так как приобретаемая плитка для пола должна иметь класс износостойкости не ниже 5, кроме этого, для неотапливаемого гаража обладать морозоустойчивостью. Эти недостатки компенсируются презентабельным внешним видом, лёгкостью уборки и отсутствием пыли.
  • Устройство деревянных полов — недорогой вариант, обладающий экологичностью и лёгкостью монтажа, кроме этого, утепляющий бетонную стяжку. Недостатком является невысокая прочность, не позволяющая эксплуатацию дольше 5 лет. Ещё один минус – низкая пожароустойчивость.

Можно ли сделать утепленный бетонный пол в гараже

Если гараж используется как мастерская или отапливается зимой, утепление стяжки проще всего сделать на этапе укладки гидроизоляции. На гидроизолирующий материал следует уложить утепляющий слой из пенополистирола или другого жесткого утеплителя. В виде утеплителя часто применяют керамзит. Поле этого сверху заливается стяжка по стандартной технологии.

Для утепления бетонного пола в гараже часто используют керамзит
Для утепления бетонного пола в гараже часто используют керамзит

Застывание и дальнейший уход

После полного застывания (в течение 28 суток) стяжку можно уплотнить. Для этого применяются специальные химические составы — силеры. Состав наносится на бетон и вызывает химическую реакцию, образуя на поверхности стяжки гелеобразную субстанцию. Эта субстанция в дальнейшем впитывается в стяжку на глубину до 10 см. При застывании в течение 2 часов происходит схватывание частиц бетона между собой, что вызывает увеличение прочности бетонной заливки.

Для упрочнения бетонного пола в гараже применяют жидкую пропитку (силер)
Для упрочнения бетонного пола в гараже применяют жидкую пропитку (силер)
После финишной отделки какой-либо дополнительный уход за стяжкой не требуется.

Заключение

Бетонная стяжка обладает высокой прочностью и длительным сроком эксплуатации, но  требует точного соблюдения всех технологических этапов при её изготовлении. Любое отклонение может привести к ухудшению показателей получившегося пола. Если нет полной уверенности в своём мастерстве, лучше поручить этот важный этап профессионалам.

Считаете ли вы необходимым делать теплый пол в гараже?

Видео по теме

Оцените статью
PoShtukaturke: портал о строительном бизнесе, тренды, аналитика, технологии выполнения строительных работ
Добавить комментарий

  1. Егор

    Пространство между бетонными блоками нужно обязательно залить смолой или силиконовой замазкой. Она позволит плитам гулять на расширение и сжатие, но при этом не будет накапливать грязь.

    Ответить
  2. Александр

    Я сделал в гараже стяжку, а сверху постелил самый дешевый линолеум. Теперь пол всегда чистый, если что-то на него упало, меньше вероятность, что оно разобьется или что отколется кусок бетона.

    Ответить
  3. Кеандел

    Ну вот, читал статью про стяжку пола в гараже, и поразило, как много нюансов нужно учесть. Никогда бы не подумал, что влажность и температура так влияют на заливку бетона, всегда думал, что главное – чтоб ровно было. Пойду, пересмотрю свои планы на выходные)

    Ответить
  4. Ксения

    Ну наконец-то, статья про стяжку пола в гараже, а то я вот всю жизнь не знал, как это делается. Спасибо, интернет, теперь я точно знаю, что бетон на пол нужно класть, а не на потолок. Сложно было догадаться самому, без подсказок.

    Ответить
  5. Veededru

    Классная статья, много полезного узнал. Кстати, вот интересный факт: для стяжки в гараже лучше брать бетон повышенной прочности, так как машина достаточно тяжелая и обычный быстро разрушится. И еще, добавление полимерных волокон в бетонную смесь увеличивает износостойкость, пол будет как новый долгие годы!

    Ответить
  6. Tiisyaf

    После прочтения интересно стало, какой марки бетон лучше использовать для гаража? И еще, сколько примерно времени должен застывать пол, прежде чем можно будет на него заезжать машиной? Может кто сталкивался, подскажите, нужно ли делать уклон для стока воды и как его правильно рассчитать?

    Ответить
  7. Арсений

    Делал стяжку в гараже прошлым летом, решил не экономить, брал хороший цемент. Все равно вышло дешевле, чем нанимать строителей. Главное – точно следовать инструкции и не спешить, чтобы все выровнялось как надо. Пол вышел ровный, машина стоит как влитая, радует глаз.

    Ответить
  8. Лоелафэн

    Ребят, кто делал стяжку в гараже, подскажите, сколько времени ждать до полного высыхания бетона перед тем как начать эксплуатацию? И еще, какой толщины лучше делать стяжку, если планирую держать в гараже тяжелый инструмент и машину? Заранее спасибо за ответы.

    Ответить