...

Покраска дымохода (15 фото): краска для маркировочной окраски металлических и других дымовых труб

Дымоход – это сооружение для выведения продуктов горения из замкнутого пространства в атмосферу. Ни одно здания без него не обходится, так как его наличие обязательно по технике безопасности для любого жилого и производственного помещения.

Какие бывают дымовые трубы

Дымоходы различаются по нескольким признакам:

  • по форме: круглые, овальные, квадратные, прямоугольные;
  • по длине: от нескольких десятков сантиметров до гигантских высот (250 метров);
  • по диаметру: от 10 см до нескольких метров;
  • по расположению: вертикально, криволинейно;
  • по материалу: бетону, кирпичу, металлу.

Металлическая же труба, в свою очередь, изготавливается из нержавейки, жести, алюминия, черного материала, сплава и т. д.

Авторы проекта PoShtukaturke.ru
Евгений Гнетов
Автор статей, эксперт проекта PoShtukaturke.ru
По образованию инженер-гидротехник, кандидат технических наук. Опыт проектирования инженерных сооружений с 2011 г. Опыт управления строительной бригадой с 2014 г. Работа с уникальными зданиями и сооружениями в различных регионах России.
Виды дымовых труб
Виды дымовых труб

Причины износа дымоходов

Независимо от того, из какого материала сделана дымоходная труба, она подвергается двойной нагрузке:

  • изнутри – воздействие газа или дыма, часто горячего;
  • снаружи – атмосферное влияние со всеми природными явлениями: дождями, снегом, ветром, перепадом температур.

Изо дня в день, из часа в час в трубе протекают неизменные процессы износа. Металл прогорает, истончается. Кирпич и бетон постепенно разрушаются. А окрашенная поверхность отшелушивается, оголяя нелицеприятную базу. Ведь внутри дымохода температура выходящих газов порой достигает 680 °С. Но есть и другие не менее негативные причины:

  • Заложен мокрый тип очистки газов, направленный для защиты природы. Нанотехнология коварна механическим воздействием воды или другой жидкости, при которой происходит задержание твердых частиц и осаждение их в бункер.
  • Нагнетание воздуха из котла в трубу.
  • Изменение режима происходит часто или резко.
  • Проект дымоотвода был создан с нарушениями.
  • Смена топлива может вызвать преждевременное разрушение, ведь первоначально дымоотвод возводился под другой тип горючего материала.
  • Отсутствие своевременного ремонта и профилактики.
Прочность материала снижается при температурном воздействии высоких температур
Прочность материала снижается при температурном воздействии высоких температур

Выбор ЛКМ для труб – это большая ответственность. Ведь не все краски переносят воздействие высоких температур. Даже существуют ограничения по температурному режиму. Порой справиться с такой задачей простому обывателю нереально, нужна помощь специалиста.

Когда нужна окраска дымовых труб

Покраска дымохода необходима в нескольких случаях.

  1. Для маркировки. Высотные дымоходы обозначают ярким цветом, чтобы вертолеты, пролетающие сверху, не задели верхушку. Трубы свыше 100 метров маркируют по всей поверхности с периодичностью 0,5 м – 6 м чаще, красными и белыми цветами. Полос яркого цвета должно быть не менее 3-ех. При этом верх также заканчивают на контрасте.
    До 100 метров – выделяют верхнюю треть яркой краской. До 30 м можно не маркировать, но только в том случае, если вблизи находятся более высокие объекты.
  2. Для блокировки коррозии. Металл наиболее чувствителен к влаге. В результате – возникновение ржавчины у основания, на швах, отдельных элементах. Чтобы продлить срок службы, его регулярно красят ЛКМ.
    Что же до труб из нержавейки, то чаще из нее делают дымоотводы внутри помещения, где концентрация влаги минимальна. В этом случае она не нуждается в покраске. Но если трубу из этого материала выводят наружу, то со временем и здесь включаются процессы окисления. Для обработки нанимают профессионала, который разбирается в малярном деле и имеет опыт работы на высоте.
  3. Если дымопровод выложен из кирпича. Еще совсем недавно над частными владениями и производственными комплексами возвышались кирпичные высотки. Кирпич на тот момент считался самым недорогим и доступным строительным материалом. К тому же и срок службы у него вполне длительный.
    Но ничего не бывает вечным, и кирпич со временем разрушается. Для реконструкции потребуется не только окраска дымовой трубы, но и затяжка трещин металлическими соединительными элементами, очистка от копоти, грунтовка и штукатурка мест разрушения, а также грунтование и оштукатуривание всей поверхности.
  4. Если дымоотводы выполнены из железобетона. Из простого бетона (пенобетона) высотки не сооружают. А вот армированный материал – самый прочный и долговечный. Но и он нуждается в соответствующем уходе.
Рекомендуется провести очистку, ремонт и окраску дымового канала весной, после продолжительного зимнего периода
Рекомендуется провести очистку, ремонт и окраску дымового канала весной, после продолжительного зимнего периода

Покраска высотных дымовых труб – это опасная, требующая навыков альпинизма работа. Чтобы не рисковать жизнью, лучше обратиться в компании, спецификация которых состоит в покраске производственных дымовых труб и дымоотводов, находящихся в частном секторе. Простому обывателю эта услуга обойдется не очень дорого.

Выбор краски для дымохода

В первую очередь, ЛКМ подбирают под материал, из которого выполнена труба. Краска может быть универсальной. Но для специфического окрашивания лучше подобрать специальный состав. Помимо этого, существуют и единые требования ко всем укрывным материалам:

  1. Время высыхания. Этот показатель важен, чтобы краска успела высохнуть до наступления атмосферных осадков. Нередко требуется второй слой, и это также берется в учет.
  2. Температурный интервал. Окраска должна происходить в период между выбросами газа в атмосферу и в рекомендуемый температурный режим, указанный в инструкции на упаковке.
  3. Условная вязкость. По-простому, это раствор нужной консистенции для нанесения кистью, валиком или краскопультом.
  4. Срок эксплуатации, то есть на какой период времени краска сохраняет защитные свойства, по истечении которого потребуется обновление.
Важно ответственно выбирать краску для дымового канала, так как это влияет на защиту его конструкции
Важно ответственно выбирать краску для дымового канала, так как это влияет на защиту его конструкции

Если ЛКМ подобран правильно, то на поверхности трубы должна образоваться плотная водонепроницаемая термостойкая пленка, которая не потеряет своей устойчивости к внешним факторам как минимум в течение 10-ти лет или дольше.

Краски нового поколения обладают следующими характеристиками:

  • не разрушаются при соприкосновении со ржавчиной, делятся на составы: предотвращающие появление ржи и блокирующие дальнейшее окисление;
  • устойчивы к агрессивному воздействию природных явлений;
  • поверхностное натяжение минимально, соответственно, после высыхания не появляется паутина из трещин;
  • отличная водонепроницаемость;
  • не выгорают при длительном нахождении под прямыми солнечными лучами;
  • не прилипает грязь;
  • порог термостойкости у каждого ЛКМ индивидуален, его смотрят в инструкции.
Есть возможность выбора цвета, выдерживает температуру до 600 градусов
Есть возможность выбора цвета, выдерживает температуру до 600 градусов

Но основной недостаток жароустойчивой краски – повышенная токсичность. Исполнитель не должен пренебрегать защитой в виде респиратора, пластиковых прозрачных очков, спецодежды.

Краски с соответствующими свойствами:

  • КО-8111 – выдерживает 620 °С, при закаливании высокими температурами становится прочнее;
  • CERTA – термостойкий, антикоррозионный ЛКМ выдерживает повышение температуры до 1 200 °С;
  • Elcon Max Therm – эмаль термостойкая, выносливость жара до 1000 °С;
  • Rezolux – жаростойкость 400 °С;
  • Цельсит – 600 °С;
  • эмаль ОС-12-03 и многие другие.

Чем выше показатель температуры, тем дороже материал для окрашивания. Если жар в дымоотводе невысок, то нерационально будет тратить деньги на краску с высокой термостойкостью.

Этапы покраски дымохода

Даже когда краска подобрана в соответствии с требованиями, это не означает, что работы надо начинать незамедлительно. В первую очередь, рекомендуется блокировать подачу газов в дымоход и дать трубе остыть. Это не только уменьшит риск обжечься, но минимизирует действие токсичных веществ. А при застывании укрывного материала пленка получится более прочной.

Для начала работ рекомендуется, если возможно, приостановить подачу газа в дымовую трубу и дать ей остыть до температуры окружающего воздуха
Для начала работ рекомендуется, если возможно, приостановить подачу газа в дымовую трубу и дать ей остыть до температуры окружающего воздуха

Краска для металлических дымовых труб

В частных домовладениях жильцы часто устанавливают дымоходы из нержавеющей стали, так как они легки и по весу, и по монтажу. Но нередко и их красят. Это не относится к ремонту квартир, где дымоотвод устанавливают сверху газовой водонагревательной колонки или котла. Речь о наружном применении, то есть установке труб над крышей. Надо помнить, что нержавейка обладает плохой адгезией, поэтому поверхность перед покраской подготавливают:

  • зачищают щеткой по металлу или наждачной бумагой;
  • удаляют старое покрытие;
  • смывают грязь, пыль, копоть;
  • обезжиривают средствами на основе щелочей или кислот;
  • наносят грунтовку в 2 – 3 слоя.
Маркировочная окраска металлической дымовой трубы котельной
Маркировочная окраска металлической дымовой трубы котельной

Отдельно стоит сказать о таком виде покрытия, как оксидная пленка, созданная в результате электрохимической реакции нержавейки на обрабатывание плазмой с низкой температурой. Пленка защищает металл от проникновения влаги и кислорода, что препятствует образованию ржавчины. При этом металл приобретает темный оттенок. А вот глянец или матовость остается неизменной.

Такой же подготовке подвергают и черный металл, но здесь добавляют и антикоррозийное покрытие, если, конечно, специальных присадок нет в грунте. Если металл уже поражен ржавчиной, то эти очаги удаляют. Например, летучим ингибитором коррозии, фосфорной кислотой или механической зачисткой.

Окрашивать начинают сверху по периметру. Это удобно тем, что способность краски образовывать потеки можно сразу устранить. Да и при маркировке удобно выверить высоту, которую выделяют сперва одним цветом, а ниже – другим.

Кирпичные дымоходы

Сейчас дымоотводы из кирпичного материала практически не возводят, но старые трубы складывали именно из него. А, как правило, износившаяся поверхность требует ремонта:

  • осмотреть сооружение на наличие трещин, при обнаружении установить соединительные хомуты и затянуть болты до упора, чтобы трещины дальше не расходились;
  • удалить старую покраску;
  • смыть копоть мыльным раствором;
  • наложить свежий слой штукатурки на поврежденные места и дать высохнуть;
  • прогрунтовать в два этапа.

Сухую поверхность прокрашивают в 2 слоя.

Рекомендуется наносить краску на кирпич в два слоя для достижения более высокой прочности и насыщенности цвета
Рекомендуется наносить краску на кирпич в два слоя для достижения более высокой прочности и насыщенности цвета

Керамические трубы

Это строительное сооружение, где керамические трубы снаружи обшивают теплоизоляционным материалом. Его же, в свою очередь, укрывают пеноблоками или металлом. Так увеличивается показатель теплосбережения.

Способ покраски подбирают от вида облицовочного материала. Пенобетон окрашивают по аналогии с кирпичной кладкой. А о том, как правильно красить металл, описывалось ранее.

Есть и плюс в данной технологии. Изоляционная вставка уменьшает нагрев внешней стороны трубы. Соответственно, нет необходимости в краске высокой термостойкости.

Технология окрашивания зависит от материала изоляционного слоя
Технология окрашивания зависит от материала изоляционного слоя

Железобетон

Трубы из армированного бетона возводят только на промышленных предприятиях. Обрабатывают их маркировочной краской, цвет которой подбирают в соответствии с требованиями ГОСТа.

Так как арматура изготовлена из металла, то перед покраской трубы обрабатывают антикоррозийным покрытием. В бетоне нередко образуются и трещины, поэтому предварительный ремонт в виде штукатурки и шпаклевки также необходим.

При правильном выборе краски и соблюдении всех этапов обработки формируется прочное, нетоксичное покрытие, защищающее конструкцию в течение 5-15 лет
При правильном выборе краски и соблюдении всех этапов обработки формируется прочное, нетоксичное покрытие, защищающее конструкцию в течение 5-15 лет

Советы и рекомендации

В статье хоть и даны рекомендации по окраске дымоотводов, но к некоторым подсказкам все же стоит прислушаться:

  1. Не надо наносить слишком толстый слой краски. Эффект от этого будет противоположный. Чем толще пленка, тем она легче отслаивается.
  2. Краски от известных производителей намного качественней, чем смеси неизвестного происхождения, купленные на блошином рынке.
  3. Грунтовка и краска подбираются по принципу совместимости, чтобы не произошла химическая реакция двух составов, в результате которой придется переделывать всю работу.
  4. Ржавчину можно удалить при помощи шлифовочных насадок на дрель или болгарку.
  5. В продаже можно встретить ЛКМ, где производитель гарантирует адгезию краско-грунта со ржавой поверхностью. Состав хоть и дорогой, но в сложных случаях не гарантирует полной защиты от коррозии.
  6. Площадь, подлежащую окраске, можно рассчитать следующим образом: высоту трубы умножить на окружность.
  7. При покраске лучше использовать такие инструменты, как кисть или валик. Многие мастера жалуются, что краскопультом на высоте работать крайне неудобно.
  8. Для нанесения второго слоя грунта или краски ждут, когда высохнет первый.

При соблюдении всех правил предварительной обработки внешней поверхности трубы и подборе качественной краски для конкретного материала покрытие получится устойчивым к воздействию агрессивной внешней среды. Следующий монтаж и демонтаж не придется делать в скором времени.

А как Вы защищаете дымоход? Поделитесь опытом!

Оцените статью
PoShtukaturke: портал о строительном бизнесе, тренды, аналитика, технологии выполнения строительных работ
Добавить комментарий

  1. Баеопл

    Ну вот, читаю статью про покраску дымохода и думаю, что много полезной инфы нашел. Особенно про выбор краски, не знал что для дымоходов есть специальные составы. Технологию маркировки тоже интересно было узнать, пригодится когда буду делать ремонт на даче.

    Ответить
  2. Галина

    Да ладно, красить дымоход, как будто он на виду у всех стоит. Вот умора, сейчас все бегом побежали выбирать краску по вашей инструкции. Я вот десять лет как дымоход не трогал, и ничего, стоит себе и не жалуется. Живем без маркировочной окраски и норм ;)

    Ответить
  3. Нифонт

    Классная статья, много полезного узнал про покраску дымоходов. Особенно удивил раздел про технологию маркировочной окраски, даже не подозревал, что это так важно для безопасности и обслуживания. Сам всегда думал, что главное чтобы краска была жаростойкой, а тут такая наука. Пойду пробовать на практике.

    Ответить