Скульптурная живопись считается самой эффектной техникой отделки. Эти произведения искусств встречаются в метро, ресторанах и торговых центрах. Скучные однотонные стены в своём жилище также хочется украсить не просто декоративной штукатуркой, а внести неповторимую изюминку в виде объёмных картин или панно. Это могут быть изображения в цвет стены, но разноцветные картины значительно оживят помещение и создадут хорошее настроение домочадцам.
- Что такое скульптурная живопись
- Барельеф и панно
- Что такое лепнина
- Какая штукатурка подходит для скульптурной живописи
- Рецепт самодельной смеси
- Рабочие инструменты для создания скульптурной живописи
- Скульптурная живопись декоративной штукатуркой
- Основание для скульптурной живописи
- Колеровка основания акриловыми красками
- Подготовка и перенос эскиза
- Колеровка штукатурки
- Формирование скульптуры
- Основы создания объемного рисунка
- Перспектива
- Армирование штукатурки, пошаговый пример барельефа
- Техника прорезания
- Послойное нанесение
- Окрашивание
- Освещение
- Видео по теме
Что такое скульптурная живопись
Скульптурная живопись — это объёмное украшение жизненного пространства в виде рельефных изображений, которые классифицируются в зависимости от техники нанесения. Если декоративную штукатурку при помощи мастихина наносят на подготовленный участок, то такой вид декорации называют лепниной. А формирование выступающих элементов декора именуется барельефом, горельефом.

Барельеф и панно
Рисунок, выступающий над плоскостью наполовину своего объёма и менее, называется барельефом. В переводе с французского именуется как «низкий рельеф». Разновидность скульптурной живописи сродни с барельефом — горельеф, иначе – «высокий рельеф». Здесь изображения выступают более чем на половину, а иной раз и полностью отделены от плоскости. Барельеф украшает не только архитектурные элементы, но и монеты, медали, а также встречается в резьбе по дереву.

Рельефное монументальное произведение, обрамлённое багетом или орнаментом, именуется панно. Им чаще украшают стены и потолки в помещениях. При их создании применяют разные техники: барельеф, фреску, мозаику, лепнину.
Что такое лепнина
К этому виду скульптурной живописи относятся декоративные накладки в виде:
- багета — резного обрамления;
- молдинга — декоративной планки;
- потолочных плафонов;
- узорных розеток;
- пилястр — прямоугольных вертикальных выступов, имитирующих колонны;
- карнизов;
- рустовых камней — архитектурных угловых элементов фасадного декора и др.

Лепнину для внутренних работ чаще отливают из гипса. Для фасадного декора используют полиуретан. Отлитые детали приклеивают на специальный клей.
Какая штукатурка подходит для скульптурной живописи
В каждую эпоху применялись свои техники и материалы настенной живописи. Но более современные штукатурки и шпаклёвки позволяют создавать витиеватые и сложные узоры. Приемлемый результат можно получить, используя обычные недорогие строительные смеси из цемента и гипса.

При покупке материала следует обращать внимание на рекомендуемую производителем максимальную толщину слоя и придерживаться этих параметров при создании рельефа. Излишний объём создаст риск образования трещин.
В современных штукатурках допускаются нанесения толщиной до 5 см. Но при более выпуклом рельефе лучше выбрать смесь, где наслоение может быть до 10 см. К ним относятся: Weber Vetonit, шпатлевка-замазка по монтажной пене NEOMID или какой-либо другой материал.
Объёмные барельефы лучше начинать со штукатурок, где структура порошка грубая и прочная. Сверху накладывают шпаклёвку, чтобы создать идеально гладкие и законченные формы.

При формировании изображения стоит применять один материал, не разбавляя его с другими. Плотность различных смесей отлична, и при зашкуривании это сразу видно: более мягкий материал отполируется быстрее, а плотный в это время останется недоработанным.
Всё большей популярностью пользуется декоративная штукатурка для скульптурной живописи, прочность, износостойкость и долговечность которой куда выше обычных смесей. Да и работать с ней гораздо легче, так как жизнеспособность раствора на этой смеси дольше, а пластичность и эластичность выше. Эти преимущества позволяют создавать рельефы, не опасаясь растрескивания.
Рецепт самодельной смеси
Цена на скульптурную живопись складывается из стоимости строительных смесей, красок и расценок на работы. В итоге получается дорого, и не каждый может себе это позволить. Искусству лепки можно научиться, просмотрев обучающие видеоролики, а сэкономить на материале позволят рецепты собственного приготовления. Вот два рецепта пасты, обладающие всеми необходимыми качествами.
Рецепт №1
Состав:
- шёлковая штукатурка Paritet в виде белых фиброволокон;
- гипсовая шпаклёвка Knauf Fugen;
- клей ПВА.
Способ приготовления:
Состав готов для создания скульптурных шедевров.
Рецепт №2
Состав:
- декоративная штукатурка на акриловом вяжущем и мраморным крошкой — 200 г;
- армирующее волокно с 3 мм фрагментами или шёлковая штукатурка — 10 г.
Способ приготовления:
Смесь хороша тем, что в герметично закрытой упаковке её можно хранить длительное время, до нескольких месяцев.
Рабочие инструменты для создания скульптурной живописи
Для создания рельефного рисунка грубые инструменты в виде шпателя и мастерка не подойдут. Да и ёмкость подбирают небольшую, чтобы удобнее было набирать смесь. Половинка от резинового мяча — удачное решение вопроса. И объём небольшой, и от засохшей штукатурки легко избавиться.

Из инструментов понадобится следующее:
- Набор мастихинов. Скульптурный мастихин — тонкая упругая пластинка из нержавеющей стали в виде лопаточки с ручкой. Чем гибче пластина, тем легче ею работать. Разные размеры инструментов подбирают под элементы декора. Приобретают такие инструменты в специализированных магазинах по живописи. Начинающим «скульпторам» достаточно приобрести 2-3 мастихина.
- Кисть малярная с мягким натуральным ворсом нужна для разглаживания поверхности и смачивания подсыхающей смеси. Кисточка понадобится и для покрытия лаком уже высохшей скульптуры.
- Шпатель обычный нужен для нанесения базового слоя. Здесь понадобится прочная смесь, чтобы скульптурная живопись держалась прочно, без опасения отслоения от основания.
- Стеки — инструменты для снятия или продавливания пластичной массы. Они бывают самых разных форм, а для создания сложного рисунка потребуется их набор. В наборе присутствуют несколько разновидностей: стеки обычные, стеки-петли, штихели, стек-булька, косарик, клюкарза.
- Мастихины для художественной отделки стен
- Малярные кисти и шпатель
- Двусторонние стеки для лепки
Из альтернативных инструментов можно воспользоваться:
- Кондитерским шприцем с необходимой насадкой удобно создавать цветы и другие элементы орнамента. Но в продаже встречаются уже готовые пасты в тюбиках с фигурными наконечниками.
- Трафареты используют реже, так как с его помощью выполняют низкорельефные узоры, а это совсем другая техника.
- Мелкозернистая наждачная бумага необходима для шлифовки.
- Палитра в виде пластикового, стеклянного или деревянного листа нужна для колерования смеси и выкладки разноцветных элементов декора.

Ветоши понадобится довольно много – она нужна для вытирания инструментов, чтобы своевременно убирать штукатурку до того, как она засохнет на мастихине.
Скульптурная живопись декоративной штукатуркой
Чтобы получить красивое изображение, которое долгое время будет радовать глаз, поэтапно выполняют рекомендации по его созданию.
Основание для скульптурной живописи
Для создания рельефа подойдёт основание из любого материала, главное – чтобы он обладал прочностью и жёсткостью. Это могут быть:
- оштукатуренные поверхности;
- ГКЛ;
- дерево и деревосодержащие плиты;
- стекло;
- керамоплитка.

Подготовка основания к нанесению скульптурной живописи аналогична подготовке под декоративную штукатурку. Поверхность шлифуют, грунтуют раствором глубокого проникновения, затем наносят кварц-грунт для лучшей адгезии. В заключение поверхность шпаклюется прочной смесью, которая с трудом процарапывается. Разведя в равных пропорциях акриловую шпаклёвку с гипсом, можно получить желаемую смесь. Поверхность из такого материала приемлема для прикрепления элементов скульптуры.
Колеровка основания акриловыми красками
Подложку для барельефа или лепнины можно оставить в белом цвете, но чтобы оживить фон, можно придать основанию тон. А если разложить смесь на части и заколеровать их акриловыми красками в нескольких тонах, подмешать перламутр или другие пигменты, получатся неповторимые переходы из одной тональности в другую, что уже без нанесения рельефа будет смотреться как декоративная штукатурка.

Подготовка и перенос эскиза
При наличии художественных навыков эскиз можно нарисовать самому, но в интернете большой выбор готовых зарисовок, которые нетрудно распечатать. Для переноса рисунка на плоскость потребуется на ней расчертить клетку нужного размера и точечно скопировать линии с разлинеенного листа. Если масштаб при переносе не планируется увеличивать, то просто прорисовать эскиз, подложив под него копировальную бумагу.

Колеровка штукатурки
Подбирают цветовой фон штукатурки для скульптурной живописи, ориентируясь на расцветку предметов интерьера и стиль оформления помещения. Используя всего лишь два цвета, один из которых белый, можно создать неограниченное количество тонов и полутонов. А пользуясь красным, жёлтым и синим красителями, можно получить любой цвет радуги.

Для удобства работы с разноцветными штукатурками их выкладывают на палитру отдельными кучками, перемещают на свободное место и, смешивая, делают нужной расцветки элемент.
Формирование скульптуры
Лепнина создаётся по принципу «один набор смеси мастихином — одна деталь». Эта техника нанесения называется импасто, при помощи ее поочерёдное наложение элементов друг на друга формирует объёмный рисунок.
Надо учесть и факт — чем меньше угол наклона мастихина к палитре при наборе штукатурки, тем тоньше получится деталь. В то же время, чем тоньше мазок, тем хуже при креплении на базу держится форма. Для получения ровной и гладкой детали перед очередным набором смеси мастихин вытирают о палитру, а затем протирают ветошью. Прикреплённой детали мастихином или другим инструментом придают реальную форму: вырисовывают прожилки, заворачивают края листочков и формируют «рваные» лепестки, приглаживают поверхность.

По уже собранной скульптуре можно подкрасить художественной кистью некоторые элементы и наложить тени акриловой краской. Живопись на штукатурке оживит картину и сделает её более объёмной. После того, как картина просохнет, её покрывают лаком, который продлит срок службы и защитит от влаги.
Основы создания объемного рисунка
Создать объёмную картину самостоятельно, не столь простое занятие, здесь потребуется кропотливая работа, вдохновение и старание.

Перспектива
Перспектива или линейный вид нужен для того, чтобы показать глубину изображению и сильнее придать картине реальности. К таким перспективам относятся несколько приёмов живописи:
- дальние объекты в виде домов, людей, деревьев и даже листьев в букете делают в первую очередь, ведь ближние объекты должны перекрывать;
- линии на дальних изображениях более ювелирные;
- на дальнем расстоянии все предметы меньшего размера, и чем дальше от основного объекта, тем в перспективе меньше;
- картина должна находиться на уровне человеческих глаз, на этом же уровне должна проходить линия горизонта и точка схода;
- точка схода необязательно должна находиться в центре, всё зависит от ракурса, который планируется передать.

В некоторых случаях точек схода может быть и две, но это для более сложных картин, которые вряд ли будет создавать простой обыватель без специального художественного образования.
Все эти перспективные приёмы не всегда используются при барельефе и других более плоских скульптурных картинах.
Армирование штукатурки, пошаговый пример барельефа
Когда контуры будущего барельефа будут перенесены на базу, более объёмные места следует закрепить армированием, чтобы прикреплённые детали не обвалились под собственной тяжестью. Для этого способа подойдёт самая обыкновенная тонкая проволока, накрученная на шляпки саморезов. Порядок действий:
Техника прорезания
При использовании специальных инструментов и подручных средств по сухой скульптуре прорезают детали. Эта техника проще лепки, но требует «поставленной» руки. Прорезанные не в том месте, не под тем углом и глубиной линии могут выдать непрофессионала, а скульптура будет выглядеть неопрятно.
При работе с цементной смесью следует учитывать, что после полного высыхания эта штукатурка не поддаётся резке, так как становится твёрдой как камень. Детали прорабатывают спустя 2-3 часа после нанесения. За это время раствор не успеет полностью застыть и ещё податлив.

С гипсовой штукатуркой можно работать сразу после высыхания и спустя сутки. Но во втором случае скульптуру сначала смачивают из распылителя и дают влаге впитаться.
Послойное нанесение
Техника нанесения штукатурки на картину послойно прямо противоположна технике прорезания. Ведь в этом случае не снимаются излишки, а наносится смесь поверх уже прикреплённого элемента, при этом формируются углубления. Последующий слой наносят где-то через 1,5-2 часа, когда смесь уже не деформируется, не липнет к рукам и инструменту. Грунтовать при этом каждый слой не стоит, достаточно промочить водой и продолжить работу.

Часто в скульптуре присутствуют сразу две техники: прорезание и послойное нанесение.
Окрашивание
Скульптура может выглядеть привлекательно без дополнительных эффектных приёмов. Но патинирование (искусственное состаривание) или затемнение впадин сделают рисунок более объёмным и придадут изысканности.
В первой и второй технике сначала окрашивается базовый слой в один цвет. Может применяться не только акриловая краска, но и водоэмульсионная. Также используются пигменты с золотым, серебряным, медным или металлическим отливом. В первом случае патина наносится двух оттенков. Тот, что посветлее – поверху, а потемнее – во впадины. Во втором случае по базовой окраске выемки закрашивают на тон темнее или применяют колерованный воск.

Освещение
Немаловажное значение имеет освещение как при формировании объёмной картины, так и после её создания. При работе используют специальную лампу, угол раскрытия светового пучка которой намного уже, чем у обычного светильника. Иначе её называют проявочной малярной лампой и подвешивают под потолком.
Но по окончании работ всё же не ограничиваются естественным светом, а подсвечивают панно одной или несколькими лампами, чаще прикреплёнными сверху. Это могут быть трековые светильники на шине или споты, а также одиночные прожектора, направленные на изображение.

Более подробно изучить технику объёмной живописи можно, просмотрев многочисленные видео по теме, так как невозможно описать нюансы наложения штукатурки на подложку и формирование того или иного элемента.
Поделитесь в комментариях полезными советами и лайфхаками по созданию элементов скульптурной живописи.
Огромное вам спасибо, ща такую полезную статью и Ваш труд!!! Очень подробно всё рассказывается , информация легко усваивается!!!!
Я просто фанат таких декоративных отделок! Получается мега круто и красиво! Тоже хочу сделать что то подобное своими руками! Так что думаю подобные мастер-классы мне пригодятся!
Смотрится очень красиво, стильно и если хорошо продумать, можно украсить барельефами или лепниной интерьер в любом стиле. Часто вижу украшения вокруг люстр, это раньше было в моде и сейчас они снова становятся популярными, а вот такие объемные рисунки как-то не встречала, а жаль – очень красиво выглядят.
Очень красивое оформление стен! Тут точно нужен немаленький опыт, чтобы получилось красиво. Плюс важна насмотренность. Мне кажется, дизайн лепниной будет попроще, чем делать барельеф.