Свойства прочности эпоксидной смолы используются во многих сферах: строительстве, машиностроении, судо- и авиастроении. Ее применяют в качестве основы для клеев, при заливке полов и изготовлении мебели. В последнее время эпоксидка широко применяется мастерами хэнд мэйда для отливки бижутерии, украшений, сувениров. Эффектно смотрятся изделия, окрашенные в разные цвета. В качестве красящих веществ могут выступать сухие пигменты, пасты, глиттеры и прочие составы, не содержащие спирт и воду. В статье рассказано, какие специальные и подручные красители для эпоксидной смолы можно использовать.
- Зачем окрашивать эпоксидную смолу
- Виды красителей для эпоксидной смолы и их особенности (чем подкрасить эпоксидную смолу)
- Одноцветные пигментные пасты
- Прозрачные тонеры
- Всплывающие пигменты
- Флуоресцентные неоновые красители
- Составы с люминофором Glow in the Dark
- Матирующие красители
- С эффектом металлика
- Пигмент с эффектом перламутра
- Пигменты хамелеоны
- Глиттеры
- Пигмент голографик
- Диффузант ДФ-151
- Художественные краски
- Окрашивание подручными средствами
- Правильная техника окрашивания смолы
- Сухоцветы в эпоксидной смоле
- Техника безопасности
- Полезные советы
Зачем окрашивать эпоксидную смолу
Эпоксидная смола – прозрачное бесцветное вещество, в основе которого содержится 2 компонента: смола и отвердитель. В результате реакции при соединении они образуют твердую субстанцию, выделяя при этом тепло. После застывания формируется материал, внешне похожий на пластик.
В продаже встречается эпоксидка разных оттенков. Она больше подходит для технических целей, но не для изготовления поделок ручной работы. Для этих целей лучше всего подходит прозрачная эпоксидная смола, которая не содержит никаких примесей. Ее называют еще ювелирной.
Творческие замыслы по реализации дизайнерских идей требуют окрашивания ювелирной смолы в различные цвета. Современные техники позволяют получать не просто монохромные оттенки. С их помощью можно получать интересные переливы, мерцание, сияние, блеск, имитации натуральных материалов, таких как дерево и камень.
Покрытие из колерованной эпоксидки делает дизайнерские работы неповторимыми. Они могут быть использованы в качестве декора интерьера, оригинальных украшений, которые не стыдно преподнести в подарок.
Виды красителей для эпоксидной смолы и их особенности (чем подкрасить эпоксидную смолу)
Классифицировать красители можно по таким показателям, как прозрачность и непрозрачность. Прозрачные колеры, хоть и меняют состав смолы, но не влияют на светопропускание. Изделия, изготовленные с применением таких пигментов, в застывшем виде похожи на цветное стекло.
Непрозрачные пигменты матируют смолу вплоть до полной блокировки светового потока. Чем подкрасить эпоксидную смолу?
Классифицируются красители также по консистенции и свойствам.
Одноцветные пигментные пасты
Однотонная пигментная паста очень распространена в качестве красителя для эпоксидной смолы. У нее плотная структура, которую не нужно разбавлять с водой. Она добавляется в саму эпоксидку.
Высокая концентрация пигмента позволяет перекрывать любые цвета. Добавки, находящиеся в составе паст, способствуют быстрому их распределению в густой заливке, создавая однородный оттенок. Консистенция легко вмешивается, не комкуется.
Путем к эффективному получению цвета является правильная дозировка. Непрозрачность и цветность готового изделия зависят от количества используемого пигмента. Чем больше его в компаунде, тем ярче цвет. Чем меньше его, тем прозрачнее смола. Рекомендуется добавлять в состав не более 5% пигмента. В противном случае изменится свойство состава, и он будет дольше сохнуть.
При добавлении небольшого количества пасты (0,01-0,05%) может сохраниться прозрачность отливки.
Прозрачные тонеры
Специализированные красители, независимо от используемого количества, придают смоле разную глубину цвета без потери прозрачности. Чаще всего прозрачные тонеры используют для получения имитации стекла и воды. Каким бы толстым слой заливки ни был, он не потеряет свою транспарентность и не помутнеет.
Не стоит злоупотреблять количеством используемого тонера, так как эпоксидка не сможет набрать твердое состояние и превратится в резиновую массу.
Для получения новых цветов и оттенков прозрачные тонеры можно смешивать между собой. Перед использованием полученный состав следует протестировать, чтобы составить нужный цвет.
Всплывающие пигменты
Этот пигмент отличается от других порошковых колеров. Он создает оптическую видимость подвижности цвета на окрашенной или прозрачной смоле. Всплывающие пигменты имитируют расплавленные металлы: бронзу, серебро, золото, платину. Металлические всплывающие пигменты переливаются на свету и образуют разводы.
Добавлять пигменты нужно аккуратно и понемногу на кончике шпателя. Если его будет много, то вместо тонких линий и всполохов получится сплошная металлическая пленка.
Для формирования рисунка иногда мастера используют горелку или фен. Под воздействием высоких температур частицы всплывают.
Флуоресцентные неоновые красители
Флуоресценты отличаются яркими кислотными цветами. Они светятся при ультрафиолетовом свете. Вернее сказать, флуоресцент, входящий в состав красителя, не светится, а отражает световой спектр.
Частицы красителя не растворяются в смоле, а взвешиваются. Для получения ровного свечения и однородного цвета как перед нанесением, так и во время покрытия краску следует перемешивать.
В цветовую палитру входит 8 насыщенных красок. Получить различные оттенки можно путем смешивания. Украшения, изготовленные с помощью их добавления, смотрятся контрастно и оригинально.
Следует запомнить, что под воздействием солнечных лучей флуоресцентные красители выгорают и тускнеют. Не выдерживают они также высокие температуры, а при перепаде температурных режимов и вовсе разрушаются.
Составы с люминофором Glow in the Dark
В отличие от флуоресцентных красителей, которые светятся лишь под воздействием УФ-лучей, люминофорам не нужны для свечения дополнительные источники света. Они сами его накапливают и способны излучать в темное время суток мягкое голубое или зеленоватое свечение в течение 10 часов.
Это нетоксичные и безопасные аналоги фосфора, изготовленные на основе редкоземельных металлов, и воспроизводят похожий эффект. Они могут быть использованы для создания украшений, которые можно носить постоянно без угрозы здоровью.
Интенсивность свечения и насыщенность колера зависят от материала, входящего в состав.
В переводе с английского «Glow in the Dark» означает «светиться в темноте». В продаже на сайтах можно встретить различные люминофоры с таким названием от разных производителей.
Матирующие красители
Отличительной характеристикой матирующих красителей является их способность нивелировать глянцевый блеск. Они используются в тех случаях, когда нужно создать матовую поверхность. Специальные пигменты хоть и нейтрализуют глянец, но оставляют цвет таким же насыщенным и глубоким, только немного приглушают его. Создается эффект мутноватой и шероховатой поверхности и пастельного тона.
Матирующими колерами нужно тонировать блестящую эпоксидку.
С эффектом металлика
Краситель с металлическим эффектом – это мелкодисперсная пудра, которая при добавлении в смолу придает изделию металлический блеск. Используются серебряный, медный, золотой пигменты. Эти высокопигментированные металлики, в отличие от всплывающих, тонут в смоле.
Металлик виден через толстый слой эпоксидки. Цвет обретает глубину, равномерный блеск, блики на солнце. Работая с металликом, можно добиться в изделиях получения равномерного оптического мерцания, плавных градуированных переходов, переливов и эффекта легкой размытости. От этого изделия приобретают благородный и роскошный вид.
Тончайшую пудру можно смешивать с пастами и пигментами разных оттенков. Если к ней добавить перламутровый пигмент, то создастся дымчатый оптический эффект.
Раньше для получения металлического блеска мастера использовали алюминиевую пудру. Сейчас же можно приобрести специальные профессиональные красители.
Пигмент с эффектом перламутра
Пигменты с перламутровым отливом основаны на эффекте отзеркаливания или интерференции на слюдяных кристаллах. При окрашивании компаунда сохраняется его прозрачность, а в толще заливки проявляются переливающиеся сияющие частицы. Рекомендуемая норма добавления пигмента – около 0,5% от общей массы смолы. При небольшой концентрации пигмента изделия получаются нежными и загадочными, а блеск – ненавязчивым и легким. Более высокая концентрация перламутрового пигмента позволяет получить красивые разводы, напоминающие те, что можно увидеть в морских раковинах.
Такой краситель помогает создавать многослойные рисунки и трехмерные изображения в слоях эпоксидки. Для изменения направления переливов используют легкое проведение по сырой смоле шпателем или воздушный поток и температуру фена.
Пигменты хамелеоны
Пигменты серии «хамелеон» предназначены для изменения первоначального цвета компаунда в зависимости от освещения и того, под каким углом смотреть. Состоят из основного цвета, дающего переливы на свету, и частичек блесток.
Эффект пигмента добавляют в прозрачные основы, так как в цветных он более слабый. Максимальный эффект от пигментов можно увидеть на темных поверхностях. На них изменение цвета более выраженное. Чем темнее заливочная смола, тем ярче проявляется пигмент. Эффект изменения цвета хорошо проявляется на изделиях с изогнутыми и угловатыми поверхностями.
Хамелеоны характеризуются стойким покрытием, насыщенными цветами, устойчивостью к свету, отличной смачиваемостью. Смешивание хамелеонов с другими красителями позволяет получить множество необыкновенных оттенков, глубокие интересные текстуры, объемные рисунки.
Глиттеры
Глиттеры – это красители, которые создают также эффект переливания, как в перламутровых красителях. Разница в том, что блестки, входящие в состав, имеют более крупные частицы.
Компаунды, в которые добавлены глиттеры, наделяют изделия роскошным блеском с искрящимся эффектом. Такие составы используют для выкладывания узоров, орнаментов и окантовки. Наносят их кисточкой или путем выдавливания тонкой струей. Глиттеры можно наносить на готовые изделия, но чаще всего их утапливают в компаунд. Их можно купить в полужидком или сухом виде.
Пигмент голографик
Само название пигмента говорит за себя. Краситель наделяет смолу глубоким цветом. Наблюдая за составом под разными углами зрения, можно увидеть голографические эффекты всех цветов радуги. Эти переливы невозможно передать ни одним другим пигментом.
Чем тоньше помол порошка и меньше размер частиц красителя, тем более плавный получается переход цветов от одного к другому, а оттенки приобретают более богатые и насыщенные переливы.
Цветовые эффекты создаются за счет преломления и отражения света. Чтобы голографик радовал настоящими радужными цветами, важно не переступить при его добавлении грань между созданием акцента и перенасыщением.
Диффузант ДФ-151
Светорассеивающая добавка диффузант ДФ-151 является белым порошком двуокиси кремния с органической обработкой поверхности. Ее добавляют в эпоксидку для придания изделиям имитации молочного оттенка с перламутровыми переливами, а также для увеличения вязкости.
Изделия, изготовленные с помощью смолы, в которую добавлен диффузант ДФ-151, схожи с опалом или лунным камнем. Для получения такого эффекта нужно, чтобы количество пигмента в составе не превышало 5% от общего объема эпоксидки.
Художественные краски
Мастера часто используют для придания того или иного цвета художественные краски. Больше всего для этого подходят акриловые. Они могут придать смоле абсолютно любой цвет и мягкие пастельные оттенки.
Несмотря на то что акрил, как и эпоксидка, является полимером и смешивается со смолой, существуют нюансы, которые следует при работе учесть.
- У акрила другая природа, которая в процесс полимеризации смолы не встраивается. В итоге эпоксидка остается мягкой и гибкой, поэтому ее сверху нужно будет покрывать прозрачной смолой, которая придает поверхности защитный слой.
- Не каждым акрилом можно красить смолу. Иногда недобросовестные производители в целях экономии разводят краску с водой. Это может привести к комкованию эпоксидки и помутнению слоя.
Масляные краски тоже можно добавлять. Но следует учесть, что в результате состав обретет непрозрачный плотный слой.
Окрашивание подручными средствами
На начальном этапе работы со смолой для ее окраски можно попробовать использовать те средства, которые есть в доме. С самого начала следует учесть, что домашние подручные окрашивающие материалы не столь надежные и могут дать непредсказуемый результат. Да и цвета будут проигрывать специально созданным для этого красителям.
В качестве аналогов профессиональных красящих составов можно воспользоваться:
- гелевыми чернилами;
- зеленкой или йодом;
- принтерным тонером;
- пищевыми красителями;
- растолченным цветным мелом;
- лаком для ногтей;
- марганцовкой;
- перемолотым активированным углем;
- измельченными карандашными грифелями;
- нитрокраской для автомобилей.
При взаимодействии смолы и подручных материалов цвет может получиться не таким, как ожидалось. Поэтому сначала их следует протестировать на небольшой порции эпоксидки.
Если же есть возможность выбора между профессиональными и домашними красителями, лучше отдать предпочтение первым.
Правильная техника окрашивания смолы
Самым главным правилом при работе со смолой и ее окрашиванием является строгое соблюдения техники безопасности. Это подразумевает ношение защитной одежды, перчаток, очков, респиратора. Помещение, в котором проводятся работы, должно хорошо проветриваться.
В качестве материалов и инструментов следует запастись:
- одноразовыми емкостями для замеса с широким дном, чтобы исключить перегрев смолы;
- палочками для размешивания;
- смолой и отвердителем;
- пипеткой или шприцем для дозирования красителей;
- красками или пигментами;
- формами для заливки.
Некоторые правила, которые нужно соблюдать:
- Порошки и пигменты растворить в смоле и тщательно перемешать. Только после этого добавить отвердитель. Художественные краски следует добавлять после отвердителя. Каждый цвет смешивать по отдельности.
- Добавлять красители в смолу следует маленькими порциями, чтобы не ошибиться и не «переборщить».
- Не использовать красители на водной основе.
- При колорировании смолы для ее правильной полимеризации температура окружающей среды должна быть 23 °С.
- Перед заливкой компаунда формы следует смазать составом, который предотвратит прилипание смолы. Для этого можно использовать: концентрированный раствор хозяйственного мыла, восковую мастику или восковой автополироль.
Алгоритм работы:
1. Смолу налить в емкость В зависимости от используемого красящего вещества, добавить его в состав до или после внесения отвердителя. | |
2. Нужный краситель после добавления хорошо смешать со смолой до получения массы однородного цвета. | |
3. Чтобы из компаунда удалить все пузырьки, его следует оставить отдохнуть в течение 15 минут. | |
4. Полученную цветную смолу можно использовать для отливки необходимых изделий. |
Сухоцветы в эпоксидной смоле
С помощью эпоксидки можно воплотить в реальность творческие идеи по созданию украшений и предметов интерьера. В создании бижутерии из смолы с сухоцветами нет ничего сложного. Для получения качественного изделия необходимо правильно подойти к выбору материалов.
- Для заливки сухоцветов смолой нужно использовать только хорошо высушенные цветы. В противном случае в течение 2-3 дней под слоем эпоксидки растения начнут выделять воду, изменят форму и цвет, а вокруг образуется мутный ареол.
- На качество работы влияет также выбор смолы. Необходимо выбрать ту, которая со временем не пожелтеет. Лучше всего использовать ювелирную. Такой компаунд не нанесет вреда растениям. Выбирать также стоит ту смолу, которая затвердевает в течение 2-х суток. За это время из состава успеют исчезнуть все пузырьки.
Есть несколько вариантов создания бижутерии с использованием сухоцветов и эпоксидной смолы. Вот один из них.
Для работы необходимо подготовить емкость для смешивания смолы, деревянную палочку и силиконовые формы для заливки.
Этапы работы:
- Соединить смолу с отвердителем в соответствии с пропорциями, указанными в инструкции. С помощью деревянной палочки смешивать компоненты до получения однородной консистенции и прозрачности массы. От пузырьков можно избавиться путем помещения состава в нагретую до 60 °С духовку на 5 минут.
- Силиконовые формы промыть мыльным составом и тщательно высушить.
- Заполнить форму наполовину смолой и поместить в нее сухоцветы так, чтобы хвостики были направлены вверх и выходили за пределы формы.
- Залить смолу до краев, не вынимая сухоцветы. Оставить для полного высыхания на 1-3 суток (в зависимости от смолы и глубины изделия).
- После высыхания извлечь изделие из формы под проточной водой.
- Открытую часть, которая не была в форме, зашлифовать наждачкой, чтобы исправить неровные и острые края.
Полученное изделие может служить частью кольца, кулона или серег. Для этого необходимо подобрать достойную фурнитуру и с помощью клеевого пистолета приклеить изделие к ней.
Техника безопасности
Использование эпоксидной смолы допускается только для взрослых после 18 лет при соблюдении техники безопасности, которая включает важные пункты.
- Работы должны проводиться только в хорошо проветриваемом помещении.
- В процессе работы нельзя принимать пищу, пить и курить.
- Использовать средства индивидуальной защиты. Это необходимо, так как в процессе приготовления состав может закипеть, вследствие чего брызги могут попасть на кожу, глаза или в дыхательные пути. Поэтому обязательно защитить себя одеждой с длинными рукавами, нитриловыми или виниловыми перчатками, очками и респиратором.
- При попадании одного из компонентов эпоксидки на кожу его удаляют ватным тампоном, смоченным в спирте. Затем промывают теплой водой с добавлением мыла.
- После работы хорошо вымыть руки.
- Хранить смолу в темном месте в герметичной таре на расстоянии не менее метра от нагревательных приборов и источников воспламенения.
- Беречь от детей. В процессе работы не допускать нахождения рядом детей или домашних животных.
- Для смешивания составов использовать только одноразовые емкости.
Если брызги попали в глаза, их промывают в течение 15 минут под проточной водой. В некоторых случаях стоит обратиться к врачу.
Полезные советы
Начинающие мастера за неимением опыта часто совершают ошибки, которые могут привести к получению испорченных изделий. Представленные ниже советы пригодятся при работе с эпоксидной смолой.
- Тем, кто решил серьезно заняться изготовлением украшений, нужно запастись ювелирными весами, точность которых 0,01-0,1 грамм. Они пригодятся для работы с маленькими объемами заливок. Кухонные весы с погрешностью 1 грамм можно использовать для замешивания больших объемов смолы.
- Чтобы избежать появление множества мелких пузырей, смолу следует мешать плавно, медленно, без резких движений.
- Для изготовления небольших объемов смолы достаточно ее перемешивать 2-3 минуты, в то время как для большого объема время следует увеличить до 10 минут. Большие порции смолы при смешивании с отвердителем не должны превышать 250-300 мл. Иначе состав может закипеть или не затвердеть вовсе.
- Чтобы смола правильно полимеризовалась, во время ее смешивания следует следить за температурным режимом и влажностью в помещении. Процесс лучше всего проходит при температуре 24-30 °С и влажности 50%. Не должно быть скачков и перепадов температур в период застывания изделий.
- После заливки изделие необходимо накрыть подобием купола, чтобы на него не оседала пыль, ворсинки и частички шерсти животных.
- Если нужно ускорить процесс отверждения эпоксидки, ее прогревают до 55 °С. Это сократит время застывания на 8-10 часов.
- Не стоит добавлять в смесь больше отвердителя, рассчитывая на быстрое застывание. Нарушение пропорций приведет к липкости смолы или к тому, что она не застынет.
Используя советы и рекомендации, изложенные выше, можно создать идеальные изделия. Сам процесс доставит радость от того, что время было потрачено не зря, а материалы не испорчены. Важно помнить о технике безопасности и о том, что в данном искусстве важна каждая деталь.
А у Вас есть опыт работы с эпоксидкой? Поделитесь успехами.
Использовал краску для смолы когда делал столешницу, вышло очень круто. Важно чтоб краситель был совместим с эпоксидкой, а то могут быть пузыри и неоднородность. Иногда добавляю немного блесток, получается эффект 3D, особенно если свет попадает под правильным углом, смотрится очень стильно.