Под воздействием высоких температур рано или поздно краска на батареях отопления утрачивает первоначальный вид, вздувается, растрескивается. Возникает логичный вопрос, как очистить батареи от старой краски в домашних условиях, чтобы не повредить их и не тратить на работу много времени.
Как очистить батареи от старой краски в домашних условиях
Выделяют несколько методик снятия старого лакокрасочного покрытия:
- химический;
- термический;
- механический.
Каждый имеет свои особенности, преимущества и минусы. Допускается совмещение способов, если появились трудности.
Химические смывки
В продаже есть множество смывок, предназначенных для удаления старого лакокрасочного покрытия. Производятся они в 2 основных формах: гелевой и аэрозольной.
Если на радиаторах 3 и более слоев краски, то не целесообразно использовать химический способ. Работы затянутся, так как каждый слой придется снимать по отдельности.
Гель
Смывки на гелевой основе подходят для снятия не только краски, но и лака. После обработки гелем поверхности слои размягчаются и истончаются. В результате покрытие легко снять, поддев шпателем. Рекомендуется отдавать предпочтение более плотным по составу гелям, чтобы они не стекали с вертикальной поверхности.
Как очистить батарею от старой краски? Этапы проведения работ:
Процедура предполагает использование защитных средств при проведении работ. В составе смывок множество агрессивных химических компонентов. Поэтому обязательно следует использовать перчатки, респиратор и желательно очки.
Минус гелей – щеткой достаточно сложно достать места внутри батарей. Запрещено переливать гель в другую емкость, хранение возможно только в емкости производителя.
Аэрозоль
Смывки в аэрозольной форме подходят для любого вида ЛКМ. Как снять старую краску с батарей отопления с их помощью:
Если с первого раза не удалось достигнуть желаемого результата, процедуру повторяют, но не ранее, чем через 2 часа.
При проведении работ надо соблюдать все меры безопасности, защитить дыхательные пути, глаза и кожу рук. Всю мебель и предметы интерьера около радиаторов, если не удалось их вынести, необходимо накрыть полиэтиленовой пленкой. В помещении должна быть хорошая циркуляция воздуха.
Механический метод
Этот метод очистки поверхности радиаторов от ЛКМ обладает большой трудоемкостью. Надо быть готовым, что будет много пыли, поэтому должна быть постоянная циркуляция воздуха. Зато практически все инструменты найдутся в доме, поэтому технологию можно смело назвать самой экономной.
Участки с крупным вздутием ЛКМ очищают при помощи дрели с насадкой в виде металлической щетки. Можно использовать болгарку с насадкой щетка-крацовка. Подойдет дрель или шлифовальная машинка. Мелкие недочеты, которые остались после работы с инструментом, снимают наждачной бумагой, металлической губкой или напильником.
Если планируется снять краску вручную, то есть механическим способом, перед этим запрещено наносить специальные химические смывки.
Как удалить термическим способом
Еще один способ, доступный в домашних условиях, – воздействие на краску высокими температурами. Для работы потребуется паяльная лампа, а лучше строительный фен. Желательно все делать на улице, предварительно сняв батареи, в особенности если планируется использовать паяльную лампу.
Но если такой возможности нет, то стены надо защитить от термического воздействия. Проще всего для этой цели использовать плотный картон.
Порядок проведения работы:
Работу необходимо проводить максимально быстро, нельзя допускать остывания краски.
Стоит знать, что использование строительного фена при большом количестве слоев краски нецелесообразно, лучше проводить работы паяльником.
Как и чем снять старую краску с чугунных батарей отопления перед покраской
Самыми неприхотливыми в плане снятия ЛКМ являются чугунные батареи. Для них подойдут все способы. Главное помнить, что, независимо от типа радиатора, соединения на всех отопительных приборах делают при помощи резиновых накладок, которые нельзя обрабатывать химическими смывками.
Для работы с алюминиевыми батареями подойдут только специальные смывки. Обычно их наносят на 15 минут, а затем краска снимается шпателем. Нельзя использовать механический способ для алюминия, его легко поцарапать и даже повредить.
Для современных биметаллических радиаторов можно использовать только химические смывки, предназначенные именно для этого типа покрытия. Запрещено использовать механический метод, так как в составе этих батарей не только сталь, но и алюминий.
Большие сложности возникнут с порошковой краской. Полимеры, входящие в состав, делают поверхность гладкой и трудно снимаемой. На такое покрытие сложно наносить другие краски, так как нормальной адгезии нет. Снять порошковую краску можно только наждачной бумагой, но на это уйдет много времени и нет гарантии, что удастся снять все полностью.
Как удалить краску в труднодоступных местах
Простой способ снять старое покрытие в труднодоступных местах – использовать деревянные рейки с наждачной бумагой. На рейку натягивают бумагу и проходятся по краске. Главное, чтобы рейка давала возможность добраться до труднодоступных мест. Можно приспособить на рейку проволочную щетку для дрели.
Для нанесения химической смывки на труднодоступные места рекомендуется использовать кисть с изогнутой ручкой. Подойдет также шпатель с изогнутой рукоятью.
Полезные лайфхаки
Проводить работы по снятию покрытия лучше всего до момента, пока не окончен ремонт в помещении. Независимо от выбранной методики, в ходе работы будет множество пыли, грязи и к тому же неприятный запах. В идеале снятие ЛКМ лучше проводить на улице.
Радиаторы обязательно нужно отключить от отопления. Запрещено использовать любую методику снятия краски, в особенности использовать химические смывки, на горячих батареях.
Перед тем как начать работу, батареи тщательно моют, на них не должны быть пыль и грязь.
Нельзя использовать резиновые или силиконовые инструменты, в том числе шпатели, при работе с химическими смывками. Они быстро разрушатся под воздействием кислот и щелочи.
Стоит знать, что универсальные смывки менее эффективные, чем те, которые предназначены для конкретного типа ЛКМ.
Перед началом работы важно оценить, требуется ли снимать все покрытие. Возможно, улучшить эстетические характеристики можно только путем снятия сильно отслоившихся частей. В этом случае, «лохмотья» лучше снять и зашлифовать наждачной бумагой. После чего нанести новый слой краски.
Старые слои ЛКМ необходимо снимать. Если наносить краску на старое покрытие, то срок эксплуатации существенно уменьшится. Чем больше слоев, тем быстрее покрытие будет трескаться, вздуваться, соответственно, все равно придется его снимать либо заменять радиаторы отопления.
А как Вы снимали старую краску с радиаторов? Поделитесь опытом и секретами!