Батареи являются частью любой системы отопления, будь то квартира или частный дом. Кроме предназначения создавать тепло в помещении, часто они выполняют декоративную функцию. Под воздействием внешних факторов со временем они теряют свой презентабельный вид: поверхностный слой бледнеет, отколупывается, местами может проступать ржавчина. Можно, конечно, заменить старые на новые, но проще восстановить их внешний вид с помощью покраски. Справиться с этим летом легко. Но если затеяли ремонт в холодное время года, возникает вопрос: можно ли и как красить батареи в отопительный сезон. Именно об этом пойдет речь в статье.
- Зимой или летом: можно ли красить батареи краской в отопительный сезон
- Можно ли красить горячие батареи краской для радиаторов в отопительный сезон
- Краска для горячих батарей отопления
- Можно красить горячие батареи отопления эмалью
- Можно ли красить горячие батареи акриловой краской
- Материалы, противостоящие теплу
- Как выполняются подобные работы
- Инструменты и материалы
- Подготовка радиатора
- Окрашивание батареи
- Расчет краски для батарей
- Советы опытных мастеров
Зимой или летом: можно ли красить батареи краской в отопительный сезон
Несомненно, красить батареи лучше летом или в теплый весенний или осенний сезон, когда они холодные, а помещение можно проветривать длительное время. Даже самый хороший красящий состав рассчитан на покрытие холодной поверхности и высыхание в обычной среде (при рабочих температурах 15-30 градусов).
При других температурных значениях условия покраски являются противоестественными, даже при встрече надписей о том, что краска предназначена для горячих труб. Это совсем не означает, что ее рекомендуется наносить на горячий радиатор. Имеется в виду, что после высыхания средство выдерживает высокие температуры.
При совмещении процесса с нагревом помещения воздух может быть насыщен ядовитыми парами.
Можно ли красить горячие батареи краской для радиаторов в отопительный сезон
Многим жалко короткий летний период тратить на ремонт квартиры, поэтому его начало часто приходится на отопительный сезон. Соответственно, красить батареи все равно приходится. Можно это оставить на тот период, когда отключится отопление. Но если нет желания и времени откладывать, то следует подобрать правильные краски, которые устойчивы к повышенным температурам. Также нужно соблюдать меры безопасности: обеспечить проветривание помещения и использовать средства индивидуальной защиты.
Если хочется просто обновить поверхностный слой, можно смело красить. Особенно в начале отопительного сезона, когда температура радиаторов не превышает 40 градусов. Но если интересует качество, лучше подождать до конца отопительного сезона. В противном случае есть риск получить неравномерное покрытие с разводами.
Не стоит спешить, когда в помещении проживают пожилые люди или дети. Не только вредные пары, но и активное проветривание могут негативно сказаться на их здоровье.
Есть еще один вариант, при котором можно покрасить батареи зимой. Но его следует согласовать со всеми соседями по стояку. Можно перекрыть подачу горячей воды в радиатор и дождаться, пока он остынет. Затем следует выждать сутки, после чего можно открыть краны, подающие воду. Но такой расклад маловероятен.
Краска для горячих батарей отопления
Несмотря на вышеперечисленные возможные проблемы, ответ на вопрос: можно ли красить зимой горячие батареи, утвердительный. Необходимо ответственно подойти к подбору ЛКМ, провести правильно подготовительные работы и соблюдать инструкции по окрашиванию горячих поверхностей. Неправильный выбор ЛКМ приведет к тому, что через короткое время ремонт радиаторов придется провести заново.
Можно красить горячие батареи отопления эмалью
Эмали, в состав которых входят такие компоненты, как толуол, ксилол, метиловый, бутиловый или этиловый спирт, нельзя наносить на разогретые поверхности. Пары этих материалов при высоких температурах выделяют токсичные вещества.
Для окрашивания радиаторов в отопительный сезон нельзя использовать также нитроэмаль. Входящие в состав этиловый спирт и ацетон негативно скажутся не только на здоровье, но и на качестве покрытия. На горячих батареях нитроэмаль начнет пузыриться и комкаться.
Отдавать предпочтение среди эмалевых ЛКМ следует алкидной краске. Но ее использование также лучше ограничить в жилых помещениях, так как она выделяет едкий запах, а со временем может пожелтеть. При нанесении на горячую поверхность растворители мгновенно улетучиваются, поэтому покрашенный слой превращается в тонкую пленку, которая не успевает хорошо сцепиться с металлом. Со временем она будет шелушиться.
При работе с алкидными эмалями необходимо надевать перчатки, защитные очки и респиратор.
Можно ли красить горячие батареи акриловой краской
Лучше всего для окрашивания батарей в отопительный сезон выбирать акриловые краски, созданные на основе полиакриловых эмульсий. Хоть их температурный порог ниже, чем у алкидных красок (80 °С), на самом деле этого достаточно.
На правильно подготовленную поверхность они хорошо ложатся, дают плотный слой с равномерной окраской, быстро сохнут (1 час – один слой) и длительное время сохраняют цвет. Их смело можно использовать в жилых помещениях, в том числе в детских комнатах.
Негативным является тот факт, что на горячих радиаторах водная основа испаряется быстро. Поэтому может получиться шероховатая поверхность без глянца. Батарею лучше покрасить второй раз после снижения температуры или по окончании отопительного сезона.
Хоть испарения акриловых красок не так вредны, как эмалевых, все же они обладают определенным запахом. Поэтому следует обеспечить хорошее проветривание помещений.
Материалы, противостоящие теплу
При контакте с водой в радиаторах образуются очаги коррозии. Именно для предотвращения этого их рекомендуется регулярно окрашивать. Следует использовать специальный красящий состав, который:
- не отслаивается после окрашивания;
- не боится высоких температур;
- сохраняет цвет, блеск и защитную пленку длительное время;
- не выделяет в отопительный сезон вредных резких запахов.
Кроме алкидных и акриловых красок, рекомендуется использовать специальные составы – спецкраски для батарей. Они основаны на базе акрила, не токсичны и безопасны для здоровья человека. Спецкраски могут быть в аэрозольных баллонах и обладать свойством горячего отверждения. Они сохнут в течение часа, а набирают прочность через 2-3 часа.
Используются также краски, в основе которых термостойкие лаки с добавлением алюминиевой, бронзовой или другой пудры.
Как выполняются подобные работы
Перед покраской батареи в отопительный сезон необходимо подготовить материалы, инструмент и ознакомиться с правилами проведения работ. Точное соблюдение технологии и правильный выбор составов гарантируют хороший результат.
Инструменты и материалы
Для покраски радиаторов понадобятся следующие инструменты:
- среднезернистая и мелкозернистая наждачная бумага (для зашкуривания);
- скребок для снятия старых слоев краски;
- круглая кисть для покраски широких секций радиаторов;
- кисть радиаторная с длинной изогнутой ручкой для окрашивания труднодоступных мест чугунных батарей;
- филеночные кисти для вытягивания тонких полос краски (для биметаллических и алюминиевых отопительных радиаторов);
- маленький валик;
- дрель или болгарка с насадкой-щеткой (для грубой очистки поверхности).
Из материалов следует подготовить:
- пленку или бумагу для защиты пола и стен от попаданий краски;
- грунтовку по металлу (для улучшения адгезии краски и радиатора);
- растворитель для старой краски;
- уайт-спирит (для обезжиривания батареи);
- краску;
- ветошь (для протирки поверхности).
Подготовка радиатора
Качество окрашиваемой поверхности радиаторов во многом зависит от их подготовки. Можно воспользоваться следующим алгоритмом.
1. Застелить пол и защитить стены от попаданий грязи и краски | |
2. Очистить поверхность батареи от скопившейся пыли и грязи. | |
3. Осмотреть радиатор с целью выявления очагов коррозии. | |
4. Снять старый ЛКМ с помощью скребка и наждачной бумаги. Грубые слои можно удалить дрелью или болгаркой с насадкой. Старый слой легко снимается, если воспользоваться смывочным составом, приготовленным из 5 л воды, 1 кг гашеной извести и 1 кг кальцинированной соды. После нанесения подождать 10-15 минут. | |
5. Обезжирить поверхность содовым раствором или уайт-спиритом. | |
6. Очищенную и обезжиренную батарею обработать грунтовочным антикоррозийным раствором, подобранным в соответствии с выбранным красящим составом. Он спасет от дальнейшего отшелушивания покрытия при использовании акриловой краски и улучшит сцепление краски с металлом. |
Окрашивание батареи
Когда подготовительные работы закончены и правильно выполнены, ЛКМ даже на горячие батареи ляжет идеально.
При выполнении покраски следует придерживаться некоторых правил.
- Прочитать инструкцию на банке краски.
- Тщательно перемешать красочный состав, чтобы он стал однородным.
- Начать процесс покраски с труднодоступных мест, используя кисточку с длинной ручкой.
- Наружные части радиатора можно красить валиком или более широкой кисточкой. Чтобы избежать подтеков, движения следует проводить сверху вниз.
- При выборе краски в баллончиках с аэрозольным красителем распылять его нужно на расстоянии не менее 30 см, не останавливаясь надолго на одном месте, чтобы не образовались подтеки.
- Для получения качественного и надежного покрытия необходимо покрасить радиатор двумя слоями краски. Перед нанесением второго слоя следует дождаться полного высыхания первого.
- После завершения процесса закрыть дверь в помещение. Когда краска схватится, можно открыть окно для проветривания.
Расчет краски для батарей
На каждой банке красящего состава производитель указывает средний расход на 1 кв. метр. Зная площадь одной секции чугунной батареи (0,208 м2) можно сложить количество секций и умножить на расход на 1 кв. метр.
С горячих батарей жидкость испаряется быстрее, краска становится более вязкой. В связи с этим расход краски увеличится почти вдвое. При покупке ЛКМ в отопительный сезон это следует предусмотреть.
Воспользоваться расчетом для приобретения нужного количества ЛКМ можно с помощью калькуляторов, которые легко найти на многих сайтах. Для этого достаточно ввести такие параметры, как:
- маркировка батареи, которая указывается в технической документации;
- количество секций радиатора (или его площадь);
- их высота и длина.
После произведенного расчета программа выдаст результат.
Советы опытных мастеров
Стоит прислушаться к советам и рекомендациям мастеров, которые имеют опыт в окрашивании радиаторов во время отопительного сезона. Правила могут отличаться в зависимости от типа батареи.
- На горячие чугунные радиаторы ЛКМ следует наносить тонким слоем.
- Чтобы не уменьшить теплоотдачу радиаторов конвекторного типа, невидимые алюминиевые пластины лучше не красить. Покрыть нужно только защитный кожух.
- Биметаллические и алюминиевые радиаторы следует красить алкидной эмалью или аэрозольной специальной краской.
- Во время окрашивания горячих радиаторов краска становится гуще. Включенный в список рекомендуемых растворитель решит эту проблему. Это предотвратит образование разводов.
После прочтения статьи вопрос «можно ли зимой красить горячую батарею» отпадает. Необходимо только правильно подобрать краску, инструменты и материалы для работы, а также соблюдать правила безопасности при работе с ЛКМ. Несоблюдение простых правил может привести к отравлению испаряемыми парами краски.
А Вы красили горячие батареи? Довольны результатом?
Интересно, кто пробовал красить батареи во время отопительного сезона, какая краска лучше держится? У меня вот был опыт, когда краска начала пузыриться из-за жары, может, есть варианты, которые точно выдержат? Поделитесь, кто сталкивался.